Понятие опоры одно из ключевых в ТОТ (телесно-ориентированная терапия).
Физически ощущение опоры – буквально то, как я ощущаю соприкосновение моего тела с поверхностью земли, это ощущение в стопах в вертикальной позиции, ощущение веса тела. В горизонтальной позиции опора больше, там все тело опирается на поверхность. Положение сидя–промежуточная позиция, здесь отслеживаем ощущения в ягодицах, бедрах, стопах.
В любом положении отслеживаем ощущения в местах соприкосновения тела и поверхности, вес тела.
Неполадки с опорой очень часто выражают фразами: ноги не держат, шаткая походка, ноги подкашиваются, свинцовые ноги и т.д.
Психологически чувствование опоры очень много рассказывает о человеке:
✳️Базовое доверие миру, насколько мир ощущается безопасным, или наоборот враждебным.
✳️Адаптивность и стрессоустойчивость, гибкость или ригидность характера и реакций.
✳️Уверенность в себе и своих действиях, способность буквально стоять на ногах, самоподдержка и взрослая позиция.
Хорошая опора помогает нам чувствовать себя увереннее и сильнее, ещё опору называют заземлением. Так вот, у хорошо заземленного человека очень мала вероятность панической атаки и высокого уровня тревожности.
На втором фото вы видите полосу препятствий, которую я построила для клиентки как раз на занятии моей клиентки. Суть упражнения: найти баланс на разных поверхностях, отследить свои реакции, эмоции, мысли и телесные ощущения. На каждом отрезке полосы ещё нужно обеспечить себе максимум комфорта, понаблюдать за собой.
Важно то, что мы на схожие по сути ситуации реагируем одинаково. То есть, например, я одинаково выбираю между двумя платьями и двумя фильмами, двумя вакансиями и т.д
И хорошо бы эти процессы свои знать.
В этот раз мы работали как раз с адаптивностью к изменяющимся условиям. Позиция вертикальная – взрослая, а разные поверхности как раз отвечали за изменяющиеся условия.
Самыми интересными оказались камешки-стекляшки.
Именно на них удалось отследить клиентке свои паттерны: как она действует в предложенных условиях, как подстраивает под себя, что чувствует, с какими эмоциями сталкивается, что приемлемо, а что нет.
Ведь когда я знаю, как я умею действовать, то появляется выбор попробовать как-то иначе.
Вот такое вышло занятие с опорой.